Мозаичные покрытия в разной технике исполнения

Можно ли превратить свой дом в настоящее произведение искусства, не превращая его при этом в музей? Можно, и это несложно сделать, если использовать мозаичные покрытия из натурального камня.
Мозаикой можно украсить дом изнутри: стены, потолок, очаг или камин, можно даже сделать мозаичный пол. На подворье тоже найдется место мозаике из натурального камня. Мозаичным может быть дно бассейна и его бортики, потолок беседки, даже садовые дорожки.
Мозаичные картины на стенах и мозаичное покрытие из натурального камня садовых скамеек — это совершенно не одно и то же и по используемому материалу, и по технике исполнения. Стены, лестницы, террасы, фонтаны обычно облицовывают мрамором или гранитом. И тот и другой натуральный камень достаточно плотен и тяжел. Мрамор ценится больше, поскольку легко полируется и весьма разнообразен по окраске. Для различных садово-парковых композиций чаще используют туф и травертин. Дорожки, как правило, вымащивают известняком. Это более мягкие материалы. Их гораздо легче обрабатывать. Но они несколько больше истираются со временем и более подвержены воздействию осадков.
Стены здания снаружи также можно облицевать натуральным камнем. Обычно используется один вид камня, но разных расцветок. Это фоновая мозаика. Ее можно разнообразить несколькими мозаичными панно из натурального камня. Для настенных панно и картин используются самые различные виды натуральных, в том числе и полудрагоценных камней. Это и мрамор, и гранит, и малахит, и туф, и оникс, и яшма, и много других. Как правило, натуральный камень для использования в мозаике полируют, в результате чего она становится гладкой, или искусственно состаривают для создания приглушенных, мягких тонов и шероховатости.
Есть два вида техники выполнения мозаик из натурального камня: римская и флорентийская. Первая — более древняя, изобретенная, как нетрудно догадаться, еще в Древнем Риме. Флорентийская появилась в Средние века. И в той и в другой технике использовался преимущественно мрамор. Римляне нарезали из него кубики (чипсы), вручную обтесывали и выкладывали из них мозаику, изображение отличалось геометрически правильными формами и четкими линиями. Флорентийская техника изготовления мозаики из натурального камня несколько иная. Вначале делался шаблон для каждого фрагмента мозаики, например для каждого лепестка цветка, затем этот шаблон заполнялся обточенными камешками. Далее все собиралось вместе. Флорентийская техника позволяла создавать художественные полотна из натурального камня. Флорентийская техника широко используется и в настоящее время.
В Киевскую Русь мозаичное мастерство пришло из Византии. Византийская мозаика — это мозаика из смальты — особым образом обработанного стекла. Линии у нее четкие, а краски яркие. Отдельно выделившаяся русская мозаика из натурального камня характерна тем, что основание выполняется из недорогого камня, а затем оклеивается более дорогими сортами натурального камня. Для так называемой восточной (арабской) мозаики характерны орнаменты.
Простенькое небольшое абстрактное панно можно изготовить и самостоятельно, укладывая камешки, оставшиеся от каких-нибудь работ, на свежую штукатурку или незастывший цемент. Но, разумеется, на создание таким образом картины уйдут месяцы и годы, поскольку изготовление чипсов вручную — дело довольно хлопотное. Промышленное же изготовление панно из натурального камня займет гораздо меньше времени. По фотографии, картине или даже рисунку на компьютере делается эскиз. Изготавливаются лекала для отдельных фрагментов, подбираются чипсы нужных размеров, формы и цвета и укладываются на специальную сетку, где и фиксируются. Затем из отдельных фрагментов собирается панно. Различают матричные панно, художественные и смешанные. В матричной мозаике в матрицу укладываются квадратики одного размера определенных цветов, затем матрица закрепляется на поверхности. С художественной мозаикой сложнее. Отдельные края фрагментов могут быть закругленные, с острыми углами и т. д. Обрабатываются чипсы неправильной формы чаще всего вручную. В то время как матричная мозаика ограничивается размером матрицы, художественная может быть любых размеров — как больших, так и маленьких. Смешанная мозаика представляет собой однородный фон, созданный матричным способом, в который вмонтированы художественные фрагменты.

Таким образом, мы видим, сколько возможностей представляет натуральный камень при строительстве жилья. Из него можно полностью построить здание — от фундамента до крыши. Изготовить крыльцо и лестницы, ограды и бордюры. Из камня можно сделать столешницы и подоконники, умывальники и ванны. Строительство из камня, впрочем, имеет один недостаток, ограничивающий его применение: натуральный камень (любой) довольно тяжелый и под него нужна мощная основа. Но зато мозаичная отделка натуральным камнем возможна практически везде и на всем. Это красиво, благородно и свидетельствует о высоком статусе владельца.